Непунктуальный рейс

Задержка авиарейса — не столь редкое явление в жизни путешественников, как хотелось бы. Как вести себя в подобных ситуациях, на какие компенсации рассчитывать?Многочасовые бдения в аэропорту в ожидании заветной строчки «идет посадка» на табло могут порой вымотать очень сильно. Но такие страдания, на которые обрекают пассажиров авиакомпании, подразумевают компенсации. Имейте это в виду, отправляясь в авиапутешествие.

Вылет задержан

Если вы успели пройти регистрацию, но так и не улетели в нужное время по вине авиакомпании, значит, что она не выполнила свою часть договора. Следовательно, должна нести за это ответственность. При задержке авиарейса за компенсацией вам нужно обратиться к представителям авиакомпании в аэропорту. Итак, вам положено:

— оплата авиакомпанией хранения багажа в аэропорту;

— если задержка авиарейса длится 2 и более часа* (здесь и далее — среднее время задержки рейсов. Оно может немного меняться в зависимости от километража поездки, времени суток и внутреннего устава авиакомпании), — освежающие напитки, компенсация стоимости двух телефонных звонков или отправки телеграммы/факса;

— когда рейс откладывается больше, чем на 5 часов, — горячее питание. Путешественник вправе вовсе отказаться от поездки и потребовать вернуть стоимость билета, даже если он невозвратный (как это бывает у бюджетных перевозчиков);

— если рейс задержан более, чем на 8 часов — размещение в гостинице, трансфер аэропорт — отель — аэропорт;

— если после задержки авиарейса вас отправили классом ниже предложенной перевозки и не обеспечили должного сервиса, вы совершенно законно можете требовать возмещения разницы;

— если по вине авиакомпании вы опоздали на следующий рейс, указанный в вашем билете, требуйте отправить вас ближайшим рейсом до места назначения или возместить стоимость билета и дополнительную компенсацию (если билет был через страны Евросоюза).

При этом если следующий рейс отправляется из другого аэропорта, вы имеете право на бесплатный трансфер.

Если времени впритык, а представительства компании нет на месте — берите такси и сохраните чек. Сумму, указанную в нем, затем можно вернуть, предоставив документы в офис авиаперевозчика.

В странах Евросоюза благосклонно относятся к пассажирам, которые застряли в транзитных рейсах. Если даже у вас нет шенгенской визы, обратитесь к сотруднику авиакомпании и за 35 € получите визу для выхода в город. Это — исключительный случай, когда авиакомпания ходатайствует за пассажира и берет на себя ответственность за него. Документов, кроме загранпаспорта и авиабилета, для этого не требуется.

Рейс отменен

При отмене авиарейса авиакомпания должна на выбор пассажира или вернуть полную стоимость билета, или отправить его в пункт назначения при ближайшей возможности.

Перед пассажирами, которые не согласились сдавать билет, у авиакомпании есть обязательства:

— предложить пассажиру улететь при ближайшей возможности либо выбрать удобную для него дату (в течение ближайших шести месяцев);

— перевезти пассажира своим следующим рейсом, на котором есть свободное место в оплаченном классе обслуживания либо другим маршрутом собственных рейсов или рейсов других авиакомпаний;

— организовать обслуживание пассажира, пока он ожидает перевозку (такое же, как при задержке рейса).

Путешественники, которые направлялись в/из/через страны Евросоюза, еще могут претендовать на дополнительную компенсацию — 250–600 евро, в зависимости от километража. Дело в том, что на всех авиаперевозчиков, работающие в Европе, распространяется действие Варшавской Конвенции (документа, регулирующего авиаперевозки на территории ЕС), в которой прописаны суммы возмещения.

Авиакомпания может уменьшить компенсацию на 50%, если пассажиру был предложен альтернативный рейс, время прибытия которого не превышает запланированное на 2 часа — для рейсов дальностью до 1500 км; 3 часа — для рейсов дальностью 1500–3500 км; 4 часа — для рейсов свыше 3500 км.

Невылет из-за форс-мажора

Существует ряд ситуаций, когда перевозчик имеет право отменить авиарейс или перенести вылет самолета, а также изменить маршрут или пункт посадки. Все они прописаны в договоре авиакомпании в главе «Форс-мажорные обстоятельства». Речь идет о стихийных бедствиях, погодных условиях, забастовках, террористических актах, неполадках самолета, требованиях служб безопасности и т.п.

В таких случаях пассажир имеет те же права, что и при отмене авиарейса за исключением компенсации.

Невылет из-за овербукинга

Статистика говорит, что 3-4% пассажиров не являются на рейс или не успевают пройти регистрацию. Именно потому авиакомпании иногда продают на несколько билетов больше.

В ситуации при избыточном бронировании (овербукинге) авиакомпания первым делом предлагает пассажирам добровольно покинуть места. Добровольцам предлагают вернуть стоимость билета или отправить другим рейсом. Если таковых не находится, то при отказе от посадки на рейс пассажиру предоставляют компенсацию стоимости билета в двойном размере либо услуги авиакомпании на эту сумму.

Отстоять права за задержку авиарейса

Положения, записанные в Воздушном кодексе Украины и Варшавской Конвенции, не всегда выполняются. Поэтому «улики» будут совсем не лишними.

По вашему требованию администрация аэропорта обязана выдать справку о причине задержки рейса, а представители авиакомпании — поставить штамп на билет с указанием фактического времени вылета.

Сохраните все чеки, подтверждающие расходы, которые вам пришлось самостоятельно оплатить: еда, лекарства, транспорт, отель, трансфер, телефонные звонки и т.д.

Если из-за отмены или задержки рейса ваши планы оказались сорваны (оплаченные экскурсии, учебные программы), при наличии подтверждения таких фактов также требуйте компенсации за задержку авиарейса у авиакомпании.

С момента неудачного полета у вас есть 6 месяцев на сбор всех документов и чеков. А вот у авиаперевозчика на рассмотрение претензии — месяц. И если ответа нет или он вас не устраивает, обращайтесь в суд.

Перед покупкой билета не поленитесь прочитать Правила авиаперевозчика. Приобретая билет, вы автоматически соглашаетесь на его условия. А они могут быть с подвохами: к примеру, не все бюджетные авиалинии предлагают компенсацию за задержку авиарейса и дополнительное обслуживание.

Оставить комментарий